Слово редактора
Дорогие читатели, перед вами – четвертый в 2019 году выпуск журнала «Цифровая экономика». Основная тематика выпуска – методология исследований в цифровой экономике. Отчасти эта тема нашла свое отражение в оформлении обложки журнала. Мы продолжаем обсуждение общих вопросов цифровизации и ее социальных последствий, а также продолжаем линию, связанную с квантовыми эффектами в экономике. Последнее направление, как может показаться, не связано с цифровизацией, но это совсем не так. Связь обнаруживается все более очевидным образом по мере того, как происходит осознание того факта, что цифровая экономика и экономика внимания – это представление об одной и той же экономике с разных точек зрения, а проблема измерений в экономике внимания очень напоминает аналогичную проблему в квантовой физике.
Как всегда, первый раздел выпуска составляют научные статьи. Их на этот раз пять. Первая редакционная статья посвящена проблемам, а точнее, системному кризису экономической науки. Цифровизация и быстрое развитие новых информационных, в том числе, сетевых технологий привели к появлению новых форм ведения бизнеса, изобилию информации и новых аналитических инструментов, о которых экономисты прошлого могли только мечтать. Последствия этих изменений для экономической науки оказались, в лучшем случае, неоднозначными.
Следующая статья, подготовленная научной сотрудницей ЦЭМИ РАН Марией Милковой, также касается проблем, порождаемых цифровизацией. В данном случае речь о том, что безобидная в прошлом практика «подталкивания» клиента к приобретению продукта или услуги, которые в наибольшей степени соответствуют его потребностям и возможностям, превращается в «толкание», фактически лишающее его самостоятельного выбора.
Совместная статья ведущего научного сотрудника ЦЭМИ РАН к.э.н. И.В. Неволина и студентки ГАУГН А.С. Зиминой – пример вовлечения студенческой молодежи в науку. В статье рассматривается частная на первый взгляд проблема – составление школьного расписания с помощью автоматизированной системы на основе математической модели. Хотя модель описана в терминах школьного расписания, она имеет возможности для более широкого применения. Алгоритм решения задачи в такой постановке давно известен, что открывает возможности для написания компьютерных программ и автоматизации одной из ресурсоёмких операций образовательных организаций.
Четвертая статья представлена нашим постоянным молодым автором С.И. Луценко, публикующим работы по самым разным темам. На этот раз тема его статьи – форсайт и перспективы его применения при исследовании цифровой экономики.
Замыкает раздел статья известного д.т.н. В.И Меденникова, описывающая математическую модель и методику (на основании этой модели) для оценки ВУЗов. В методике учтены как требования, предъявляемые к информационному наполнению сайтов образовательных учреждений Минобрнауки, Рособрнадзором, так и востребованность этих ресурсов в экономике, их влияние на качество подготовки квалифицированных специалистов и ученых в образовательных учреждениях. Для совершенствования трансфера научных знаний предлагается включить в методику показатель, отражающий взаимосвязь полученных рейтингов ВУЗов и ряда региональных рейтингов, характеризующих социально-экономическое положение в регионах. Показано, что стандартизация представления информационных научно-образовательных ресурсов в цифровой экономике позволяет сформировать единое информационное Интернет-пространство научно-образовательных ресурсов, дающее доступ к ним широкому кругу пользователей: студентам, ученым, управленцам, бизнесу, населению.
Раздел «Переводы» представлен всего одной работой, переведенной и размещенной в нашем журнале с разрешения и при личном участии ее автора – канадского математика Дэвида Оррелла. Перевод выполнен с размещенного в открытом доступе текста под названием Introduction to the mathematics of quantum economics. Именно в этом тексте приведены наиболее убедительные доводы в пользу применения математического аппарата квантовой физики для описания и решения проблем экономики и других общественных наук. Автору публикуемого материала удалось убедительно (на наш взгляд) показать, что модель выбора гораздо удобнее строить в гильбертовом пространстве, чем в традиционном евклидовом, а результаты выбора следует понимать как результат коллапсирования возможных состояний субъекта, делающего выбор. Такой подход позволяет достаточно естественно и легко учесть множество эффектов, обнаруженных в последнее время психологами и представителями других наук (за рамками экономической науки).
В разделе «Обзоры» также представлена всего одна публикация. В ней дан краткий аналитический обзор публикаций о теориях стоимости, рассматриваемых через призму цифровизации и экономики внимания. Обзор подготовлен сотрудником ЦЭМИ РАН В.Н. Мироновым.
Раздел «Мнения» включает три очень разные по содержанию и стилю публикации. Объединяет их то, что все они представлены практиками, добившимися реальных успехов в своей профессиональной и общественной деятельности. Их мнения – направления будущих исследований и проектов.
Всем потенциальным читателям желаю, как всегда, увлекательного и не всегда легкого чтения.