Небольшой экскурс в историю. В 1946 году было принято Постановление Совета Министров СССР «Вопросы реактивного вооружения», назвавшее важнейшей и первоочередной государственной задачей создание реактивного вооружения и организацию научно-исследовательских и экспериментальных работ в этой области.
Задача рассматривалась как мобилизационная. Был создан специальный комитет для наблюдения за научно-исследовательскими, конструкторскими и практическими работами, определения и утверждения их финансирования и снабжения, контроля за выполнением заданий привлеченными министерствами и ведомствами.
Были четко распределены задачи от создания при головных министерствах новых НИИ до конкретных нормативов денежных премий и надбавок привлекаемым исполнителям работ. Не было забыто и поручение министру высшего образования организовать высших учебных заведениях подготовку инженеров и научных работников по реактивной технике.
Хорошо известно, что через 11 лет СССР запустил первый спутник, а через 15 лет — человека в космос. РФ до настоящего времени остается одним из мировых лидеров в разработке и изготовлении гражданской и военной ракетно-космической техники.
Это один из примеров показывающий, что в нашей истории есть опыт решения сложных передовых научных задач, приведший к созданию новых компетенций, повлиявших на изменение роли нашей страны в мире.
Выступая с посланием Федеральному собранию 1 декабря 2016 года президент РФ заявил: «Для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения.
Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни.
Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении".
В данном тезисе сформирован заказ на изменении роли РФ на мировом рынке информационных технологий. По данным, приведенным в «Форбс», Россия в 2014 году по объему высокотехнологичного экспорта ($ 9,84 млрд) отставала от Вьетнама ($ 30,86 млрд) более чем втрое, от Сингапура — почти в 14 раз ($ 137,4 млрд), а от Китая ($ 558,6 млрд) — в 57 раз.
Аналитики Boston Consulting Group прогнозируют три основных сценария, по которым может пойти развитие цифровой экономики в России.
Стагнация (венесуэльская модель)
Это тот вариант, когда отставание от лидеров может вырасти через пятилетие с 5−8 лет сегодня до 15−20 лет. Такое может случиться без адресного стимулирования цифровой составляющей экономики, в результате ее доля в ВВП продолжит стагнировать.
Сценарий умеренного роста (ближневосточная модель)
Это возможно в случае полномасштабного внедрения уже начатых инициатив: если будут развиваться сервисы в госуслугах, медицине, образовании, если будут оптимизироваться существующие электронные процессы, исключаться их дублирование в офлайн.
При таком сценарии радикального отставания не будет, считают эксперты. Этот путь развития создаст добавленную стоимость для экономики в размере 0,8−1,2 трлн рублей в год, а сама цифровая экономика может достигнуть 3% ВВП.
Интенсивная цифровизация (азиатская модель)
Изменения должны происходить как на уровне государства, так и на уровне отдельных отраслей и компаний. Должны расти инвестиции (и государственные, и частные) в такие перспективные направления, как «интернет вещей», большие данные, развитие ИТ-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом.
Это позволит увеличить долю цифровой экономики до 5,6% ВВП, а также создать масштабные межотраслевые эффекты и реальную добавленную стоимость в отраслях до 5−7 трлн рублей в год.
По такому сценарию совершил прорыв Китай, который вскоре будет в десятке лидеров по цифровизации, хотя еще в 2011 году он отставал от России на 8 позиций.
Следует отметить, что азиатские страны нашли свои ниши опережающего развития. Например, Китай, Южная Корея, Вьетнам и ряд других стран заняли лидирующие позиции в производстве устройств для потребительского рынка.
И получили от этого огромные доходы. Достаточно привести пример китайской компании «Huaway», объем продаж которой уже в этом году может превысить объем продаж «Роснефти».
Направления, на которых нам предлагают сконцентрироваться западные аналитики, являются, чаще всего, путями, по которым их компании и разработчики уже идут. Нам предлагается следовать в их фарватере.
Такое развитие не предусматривает реализацию принципа «обогнать, не догоняя» и не может принципиально изменить роли страны на мировом рынке ИТ.
Ключевые компетенции, которые имеются в России и которые следует развивать и поддерживать, лежат в области математического моделирования и программирования платформ и сред для нового поколения интернета.
Необходимо отметить, что российская школа сложных управляющих систем имеет глубокие корни, уходящие к идеям и работам Глушкова и Китова о создании общегосударственной автоматизированной системы в 50-е — 60-е годы прошлого века.
Если программа развития цифровой экономики РФ не будет ограничиваться только программами автоматизации различных отраслей экономики, а будет включать в себя также создание собственных платформ цифровой экономики, то Россия сменит свою роль на мировом рынке ИТ с квалифицированного потребителя на производителя, участвующего в распределении многомиллиардных доходов от ИТ.
Сегодняшние Интернет-платформы и решения находятся на этапе, за которым последуют серьезные трансформации. В частности, происходит развитие «Интернета вещей», промышленного интернета.
Нельзя забывать и о нарастающих проблемах интернета. В частности, создатель WWW и глава консорциума W3C Тим Бернерс-Ли назвал три угрозы сети: потеря контроля пользователями над личными данными, легкое распространение дезинформации в сети и то, что политическая реклама в сети требует алгоритмической прозрачности и понимания.
Программа развития цифровой экономики РФ должна включать проведение фундаментальных разработок в части математических моделей и системного программирования платформ новой стадии развития интернета.
Существующие Интернет-решения обеспечивают преимущественно линейное или, в лучшем случае, двумерное отражение действительности. Нынешний интернет — это интернет страниц. Разрабатываемая и предлагаемая концепция интернета объектов — это многомерный интернет.
На основе такой платформы можно создавать цифровое объектное отображение реального мира. Каждому объекту реального мира придается цифровой паспорт, и он начинает виртуальную жизнь в сети, полностью отображающую реальную жизнь своего прототипа.
Цифровая жизнь этого объекта будет доступна для соответствующего пользователя интернетом он-лайн, включая сведения о том где и кем он был произведен, у кого он был до сего дня, и т. д. Такое решение позволяет не только объективно отражать действительность (что необходимо для соответствующего учета), не только прогнозировать развитие, но и планировать будущее в виртуальном виде и реализовывать его в физическом, натуральном виде.
Нынешние мощности центров обработки данных позволяют обеспечить этот функционал.
Эти разработки предусматривают улучшенные и более защищенные возможности работы в сети, способны удовлетворить потребности торгово-промышленно-финансового интернета. Они смогут стать платформой цифровой экономики РФ и стран ЕАЭС, а в дальнейшем — конкурентоспособным предложением для мирового рынка ИТ.
Для промышленной разработки системного программного обеспечения такого уровня необходимо создание новой Федеральной лаборатории, в которой будут реализованы самые современные методики разработки системного программного обеспечения и собраны высококвалифицированные программисты, объединенные амбициозной задачей создания ПО мирового уровня.
Изменение роли РФ невозможно без активного участия в выработке правил, стандартов и протоколов на рынке ИТ. Поэтому параллельно с работой по созданию платформы интернета объектов необходимо начинать работу по разработке и согласованию новых стандартов, протоколов и правил, для чего предлагается создать новую площадку — Международный союз торгово-промышленно-финансового интернета, постепенно привлекая к ней зарубежных партнеров, прежде всего, стран ЕАЭС, а затем АТЭР и др.
Он может быть организован либо по аналогии с МСЭ, работающего под эгидой ООН, либо W3C. Конечно, новый союз должен взаимодействовать с указанными союзами и другими действующими организациями, а не противопоставлять себя им.
Каждая страна должна четко понимать цель, ради которой она берется строить цифровую экономику. Во многих своих выступлениях Президент Р Ф указывал на необходимость решения в среднесрочной перспективе задачи выхода РФ на темпы роста экономики порядка 3−4% в год, что позволит обгонять среднемировые темпы роста.
Для решения такой амбициозной задачи нельзя рассчитывать только на продолжение развития тех секторов экономики, где РФ уже играет лидирующую роль. «Пока вы продолжаете делать, что делали, вы продолжите получать, что получали».
Необходимо изменить роль РФ еще в одном из определяющих секторов мировой экономики — ИТ, в котором страна пока является, в основном, «квалифицированным потребителем», а не держателем компетенций.
Собственные разрабатываемые платформы, управляющие системы, приложения могут и должны стать российским вкладом в крупнейшие проекты стран ЕАЭС и АТР.