В условиях стремительно меняющегося мира, столь же стремительно меняются и формы межгосударственной конкуренции. Периодически возникавшие кровавые войны сменились перманентной мировой гибридной войной (ГВ), где в борьбе за лидерство и влияние государства используют комплекс средств, включающий информационные (СМИ и киберпространство), организационные ("пятая колонна"), экономические (финансовые инструменты и санкции) и диверсионные (кибератаки, техногенные катастрофы, теракты) способы воздействия. При этом, традиционные, локальные войны играют вспомогательную роль, а средства ГВ опираются на передовые интеллектуальные разработки (концепция "мягкой силы", рефлексивное управление и др.). Неизменной в межгосударственной конкуренции остается лишь цель – стремление к доминированию, обеспечивающее возможность безнаказанно овладевать ресурсами противника.
Масштаб субъектов, конкурирующих в новом мире, увеличивается, а сама конкуренция, обретя форму перманентной Мировой Гибридной Войны (МГВ), постоянно ужесточается. А так как в ней, в отличие от Олимпиады, важно не участие, а победа, то при решении задач защиты интересов страны, жизнь ставит нас перед необходимостью разработки новых стратегии и тактики, способных обеспечить ее. При этом следует учитывать, что, поскольку «играя» по правилам сформированным противником и на подконтрольных ему «полях» победить невозможно, то нам предстоит научиться системно создавать условия, необходимые для обеспечения победы в МГВ. Об этих условиях и пойдет речь в статье.
Радует и обнадеживает, что о гибридных войнах (ГВ) и межгосударственной конкуренции, уже говорят на экспертном уровне. Очень интересные и глубоко содержательные материалы на эту тему есть у советника министра обороны Андрея Ильницкиого, профессора Финансового Университета Марины Альпидовской, членов Изборского клуба Елены Лариной и Владимира Овчинникова, и др. Но поскольку тема весьма обширна, и многое из того, что должно быть отражено в ней еще не озвучено, мы сочли необходимым внести в нее свой посильный вклад.
Начнем с утверждения, которое вряд ли кто станет оспаривать. – Что преимуществом в ГВ будут обладать страны с более совершенными системами управления - комплексом взаимосвязанных и взаимозависимых структур, препятствующих проникновению конкурентов в их инфо-политико-финансово-экономическое пространство, способные обеспечивать:
- повышение качества взаимодействия всех элементов систем управления государством;
- минимизацию всех видов внешней зависимости и угроз;
- осуществление всех форм экспансии, необходимых для обеспечения безопасности и развития государства.
Для краткости назовем этот комплекс элементов управления «Метасистемой» (далее МтС), и дадим ей следующее определение: МтС – это инструментарий упреждающего управления политическим субъектом (государством, союзом государств), обеспечивающий ему максимально возможную независимость и безопасность (политический суверенитет в целом).
В России, судя по информации из открытых источников, задача комплексной подготовки к участию в МГВ, победить в которой можно лишь играя на опережение, еще не поставлена. Приступая же к ее созданию (проектированию), необходимо учитывать массу факторов, наиболее важные из которых, на наш взгляд, следующие:
- Конкуренция была, есть и будет всегда, на всех уровнях жизнедеятельности человечества, поскольку это фундаментальный фактор – следствие стремления к доминированию, которым Великий Творец наделил на генетическом уровне всех биологических особей;
- С ростом населения Земли, в связи с ограниченностью природных ресурсов, конкуренция на всех уровнях жизнедеятельности человечества будет ужесточаться «экспоненциально». Если в недавнем прошлом, периоды мира, во время которых копились противоречия, «разряжались» войнами, то сегодня, мирных периодов, уже нет. Межгосударственная конкуренция приняла форму перманентной Мировой Гибридной Войны (далее МГВ).
- Гибридная война (далее ГВ) – это комплекс интеллектуальных воин в виде многоплановых операций, протекающих в мировом информационном пространстве, составной частью которой является и мировая финансовая система (далее МФС). Целью этих операций является захват контроля над системами управления и жизнеобеспечения конкурирующего субъекта, с целью установления контроля над его ресурсами. При этом контроль может быть, как явным, так и тайным, как постоянным, так и «включаться» периодически по решению контролирующей стороны.
- ГВ протекают, в основном, в форме информационных и финансовых войн, полями боев которых являются мировые информационная и финансовая системы, в которых функцию оружия выполняют информация, а также национальные валюты в форме фиатных денег, львиная доля которых является информационным продуктом. Классические силовые операции, революции и вооруженные интервенции, в подавляющем большинстве случаях ГВ, выполняют вспомогательную роль.
- Финансовая война, целью которой является установление финансово-административного контроля над ресурсами, – одна из наиболее действенных и сложных форм ГВ, ведущаяся с помощью сложных, многоходовых, латентно и полулатентно действующих финансовых технологий, малопонятных политическому сообществу.
- Финансовые войны ведутся в пространстве МФС, имеющей несколько центров администрирования, главные из которых Базельский комитет и эмиссионные центры глобально значимых валют. Сама МФС подчинена надгосударственной политической силе – скрыто доминирующей мировой финансовой олигархии (далее - МФО), определяющей мировую финансово-экономическую политику в целом. В рамках МФО возможны внутренние конфликты, но в отношении удержания контроля над ключевыми ресурсами глобальной экономики, она действует консолидировано.
- МФО владеет глобальной IТ-инфраструктурой, включая крупнейшие IT компании мира, контролирует большую часть крупных СМИ (за исключением ключевых китайских), и определяет медийную политику практически всех сколь-нибудь значимых государств, за исключением Китая.
- Стратегической целью МФО является удержание и расширение контроля над всеми видами значимых ресурсов человечества. Все страны мира, как минимум, являются объектами влияния МФО, осуществляемой через контроль их информационных и финансовых систем. Мера суверенитета государства может условно быть оценена как величина, обратно-пропорциональная контролю МФО над ресурсами государства. Если контроль МФО полный, суверенитет отсутствует полностью, что достигается за счет их абсолютно бесправного встраивания в мировые информационные и финансовые системы.
- Россия, в части информационного и финансового суверенитетов, относится именно к этой категории стран, и является криптоколонией – страной, эксплуатируемой с помощью сложных, латентно действующих финансовых технологий, малопонятных ее официальному научно-экспертному и политическому сообществу. Причем, главным бенефициаром ее экономической деятельности (как и подавляющего большинства государств мира) являются не субъекты международного права – страны Запада во главе с США, а МФО, действующая «руками» политиков подконтрольных ей государств и руководителей транснациональных корпораций.
- Россия обладает лишь частичным политическим суверенитетом, обеспечиваемым наличием стратегических ядерных сил (СЯО), обеспечивающих сдерживание потенциальных противников от вооруженной агрессии. Но в условиях ГВ, оно подобно дубинке в руках Ильи Муромца, которому предстоит драться в шкафу с Мохаммедом Али.
- Ключевые для ГВ системы управления Россией, – информационная и финансовая, – находятся под контролем МФО, что ставит руководство страны перед необходимостью их национализации с целью перехвата управления ими.
- В силу дальнейшего ужесточения конкуренции, давление на Россию со стороны недружественных ей внешних сил будет усиливаться, и не решив задачу перехвата контроля над ключевыми системами, России будет крайне сложно сохранить и политический суверенитет уже в среднесрочной перспективе.
Мы полагаем, что перехват и удержания контроля над упомянутыми системами России возможны лишь при наличии у государства более совещенной имеющейся сегодня у МФО системы, основанной на существующих, но устаревающих финансовых и информационных технологиях. Слабостью МФО является масштабность и сложность контролируемой ими глобальной инфраструктуры, препятствующая ее управлению и совершенствованию, следствием чего является кризисное состояние глобальных финансов, теряющих стабильность и мобильность. Подконтрольные МФО общемировые фиатные деньги (в том числе и доллар эмитируемый в США), существующие в форме банковского кредита, перестают работать, что создало условия для перехода на национальные цифровые валюты, пионером создания которых стал Китай.
Цифровой рубль (создание которого анонсировано и Банком России), в современных условиях является обязательным элементом обеспечения финансового, а значит и политического суверенитета. Но т.к. функционировать он может только в информационной системе, то обеспечить его безопасность и суверенитет можно лишь при наличии суверенной информационной системы. Отсюда следует вывод, что финансовая и информационные системы жестко взаимозависимы, соответственно, в связи с тем, что обе они являются ключевыми в деле обеспечения политического суверенитета России, речь должна идти о необходимости создания комплекса взаимодействующих и взаимозависимых систем – метасистемы (МтС).
Современное государство (если рассматривать его как систему управления и контроля), по сути, само является МтС, и его конкурентоспособность определяется качеством системы управления в целом, из чего следует, что МтС должна постоянно совершенствоваться.
Качественная, суверенная МтС нужна еще и потому, она является средой необходимой для создания и обеспечения полноценного функционирования «Цифровой экономики» (ЦЭ) - важнейшей национальной программы, без реализации которой невозможно будет обеспечить конкурентоспособность государства. Важность ЦЭ обусловлена тем, что она создает не только информационные продукты/услуги, но и нематериальные активы (суммарный объем которых, в развитых странах, уже сейчас многократно превышает объем материальных активов), поддающиеся преобразованию в акционерную товарную массу, выполняющую функцию инструмента обеспечения и абсорбции денежной массы, которая, при наличии необходимых для этого инфраструктурно-правовых условий, позволяет осуществлять эмиссию денег в практически любом требуемом объеме. Соответственно, реализация ЦЭ позволит создать в стране финансовое изобилие, необходимое для обеспечения:
- финансовой независимости;
- интенсивного социально-экономического развития;
- мотивации людей к активной инновационной деятельности, без чего невозможен качественный социально-экономический рост.
Поскольку создать полноценную ЦЭ и обеспечить ее функционирование независимое от системных ограничений МФО, можно лишь на основе суверенной МтС, способной обеспечить еще и взаимодействие ключевых систем - финансовой и информационной, то это означает, что МтС является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности государства, соответственно, и обеспечения его политического суверенитета.
При постановке задачи о создании МтС, надо исходить из того, что ее функционал должен обеспечить России:
- Информационный, финансовый, экономический и политический суверенитет.
- Финансовое изобилие и интенсивное развитие на долгосрочную перспективу.
- Статус державы, претендующей на глобальное лидерство.
В современных условиях России, притворить в жизнь столь сложный и масштабный проект можно лишь при постановке задачи о его реализации лично президентом, и процесс будет протекать под его жестким контролем.