В условиях стремительно меняющегося мира, столь же стремительно меняются и формы межгосударственной конкуренции. Периодически возникавшие кровавые войны сменились перманентной мировой гибридной войной (ГВ), где в борьбе за лидерство и влияние государства используют комплекс средств, включающий информационные (СМИ и киберпространство), организационные ("пятая колонна"), экономические (финансовые инструменты и санкции) и диверсионные (кибератаки, техногенные катастрофы, теракты) способы воздействия. При этом, традиционные, локальные войны играют вспомогательную роль, а средства ГВ опираются на передовые интеллектуальные разработки (концепция "мягкой силы", рефлексивное управление и др.). Неизменной в межгосударственной конкуренции остается лишь цель – стремление к доминированию, обеспечивающее возможность безнаказанно овладевать ресурсами противника.
Масштаб субъектов, конкурирующих в новом мире, увеличивается, а сама конкуренция, обретя форму перманентной Мировой Гибридной Войны (МГВ), постоянно ужесточается. А так как в ней, в отличие от Олимпиады, важно не участие, а победа, то при решении задач защиты интересов страны, жизнь ставит нас перед необходимостью разработки новых стратегии и тактики, способных обеспечить ее. При этом следует учитывать, что, поскольку «играя» по правилам сформированным противником и на подконтрольных ему «полях» победить невозможно, то нам предстоит научиться системно создавать условия, необходимые для обеспечения победы в МГВ. Об этих условиях и пойдет речь в статье.
Радует и обнадеживает, что о гибридных войнах (ГВ) и межгосударственной конкуренции, уже говорят на экспертном уровне. Очень интересные и глубоко содержательные материалы на эту тему есть у советника министра обороны Андрея Ильницкиого, профессора Финансового Университета Марины Альпидовской, членов Изборского клуба Елены Лариной и Владимира Овчинникова, и др. Но поскольку тема весьма обширна, и многое из того, что должно быть отражено в ней еще не озвучено, мы сочли необходимым внести в нее свой посильный вклад.
Начнем с утверждения, которое вряд ли кто станет оспаривать. – Что преимуществом в ГВ будут обладать страны с более совершенными системами управления - комплексом взаимосвязанных и взаимозависимых структур, препятствующих проникновению конкурентов в их инфо-политико-финансово-экономическое пространство, способные обеспечивать:
Для краткости назовем этот комплекс элементов управления «Метасистемой» (далее МтС), и дадим ей следующее определение: МтС – это инструментарий упреждающего управления политическим субъектом (государством, союзом государств), обеспечивающий ему максимально возможную независимость и безопасность (политический суверенитет в целом).
В России, судя по информации из открытых источников, задача комплексной подготовки к участию в МГВ, победить в которой можно лишь играя на опережение, еще не поставлена. Приступая же к ее созданию (проектированию), необходимо учитывать массу факторов, наиболее важные из которых, на наш взгляд, следующие:
Мы полагаем, что перехват и удержания контроля над упомянутыми системами России возможны лишь при наличии у государства более совещенной имеющейся сегодня у МФО системы, основанной на существующих, но устаревающих финансовых и информационных технологиях. Слабостью МФО является масштабность и сложность контролируемой ими глобальной инфраструктуры, препятствующая ее управлению и совершенствованию, следствием чего является кризисное состояние глобальных финансов, теряющих стабильность и мобильность. Подконтрольные МФО общемировые фиатные деньги (в том числе и доллар эмитируемый в США), существующие в форме банковского кредита, перестают работать, что создало условия для перехода на национальные цифровые валюты, пионером создания которых стал Китай.
Цифровой рубль (создание которого анонсировано и Банком России), в современных условиях является обязательным элементом обеспечения финансового, а значит и политического суверенитета. Но т.к. функционировать он может только в информационной системе, то обеспечить его безопасность и суверенитет можно лишь при наличии суверенной информационной системы. Отсюда следует вывод, что финансовая и информационные системы жестко взаимозависимы, соответственно, в связи с тем, что обе они являются ключевыми в деле обеспечения политического суверенитета России, речь должна идти о необходимости создания комплекса взаимодействующих и взаимозависимых систем – метасистемы (МтС).
Современное государство (если рассматривать его как систему управления и контроля), по сути, само является МтС, и его конкурентоспособность определяется качеством системы управления в целом, из чего следует, что МтС должна постоянно совершенствоваться.
Качественная, суверенная МтС нужна еще и потому, она является средой необходимой для создания и обеспечения полноценного функционирования «Цифровой экономики» (ЦЭ) - важнейшей национальной программы, без реализации которой невозможно будет обеспечить конкурентоспособность государства. Важность ЦЭ обусловлена тем, что она создает не только информационные продукты/услуги, но и нематериальные активы (суммарный объем которых, в развитых странах, уже сейчас многократно превышает объем материальных активов), поддающиеся преобразованию в акционерную товарную массу, выполняющую функцию инструмента обеспечения и абсорбции денежной массы, которая, при наличии необходимых для этого инфраструктурно-правовых условий, позволяет осуществлять эмиссию денег в практически любом требуемом объеме. Соответственно, реализация ЦЭ позволит создать в стране финансовое изобилие, необходимое для обеспечения:
Поскольку создать полноценную ЦЭ и обеспечить ее функционирование независимое от системных ограничений МФО, можно лишь на основе суверенной МтС, способной обеспечить еще и взаимодействие ключевых систем - финансовой и информационной, то это означает, что МтС является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности государства, соответственно, и обеспечения его политического суверенитета.
При постановке задачи о создании МтС, надо исходить из того, что ее функционал должен обеспечить России:
В современных условиях России, притворить в жизнь столь сложный и масштабный проект можно лишь при постановке задачи о его реализации лично президентом, и процесс будет протекать под его жестким контролем.
Комментарии