Киберфеодализм или Полдень XXII века?

2

Не вдаваясь в политические и социологические аспекты вопроса, зададим себе вопрос на вопрос: А что надо сделать сейчас, чтобы наступил все же Полдень?

Если мы ограничимся только технологической составляющей, то часть ответа очевидна: программирование – вторая профессия и вторая грамотность. Говоря другим языком, созидающая часть человечества (а в идеале всё человечество) использует компьютеры для решения своих рутинных и творческих задач. Программирование уже нас окружает, люди программируют везде и всегда, хотя нет понимания, что это часть нашей жизни. Часть, которая не уйдет, а вырастет и окрепнет. Люди будут программировать все больше, как это не назови.

Теперь попробуем понять – как они будут программировать? Или о каком программировании мы говорим?

Для ответа на этот вопрос, разделим области программирования на слои, они очевидны:

  • Инфраструктурное или государственное программирование
  • Производственное или корпоративное программирование (B2B)
  • Программирование приложений (B2C)

Еще можно выделить учебное программирование (обучение программированию) и спортивное (олимпиадное) программирование – но это не слои. Обучение программированию относится к каждому слою, а спортивное – это что-то типа подготовки спецназа.

Мы же говорим о программировании для всех, и такое программирование, очевидно, не попадает ни в один из слоев. Скорее, это еще один слой, который можно назвать «бытовым программированием».

Чем бытовое программирование отличается от всех остальных?

Во-первых, отличие в требованиях к результату и способам программирования.

  • Инфраструктурное: Защищенность (безопасность), бесперебойность, надежность, производительность
  • Производственное: Эффективность, производительность, надежность, гибкость
  • Программирование приложений: Конкурентные преимущества, time-to-market
  • Бытовое: Простота (легкость) программирования, наглядность, унифицированный способ работы с разными устройствами, отсутствие необходимости в длительном обучении и чтении руководств

Как уже видно из этого списка, слой бытового программирования явно отличается от других.

Во-вторых, важной особенностью бытового программирования является то, что программы делает не профессиональный программист. Сокращенно можем назвать: M2M (me-to-me).

Бытовое программирование можно определить как программирование человеком своих устройств для решения бытовых (повседневных) задач. Бытовое программирование очевидно распространяется на решения семейных задач и (частично) задач индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. К «своим» устройствам я отношу не только гаджеты и компьютеры, а также сервисы и ресурсы (например, Яндекс.Диск), которые могут использоваться для решения повседневных задач.

Требования к инструментам разработки для бытового программирования явно отличаются от требований к инструментам для других уровней.

Рассмотрим бытовое программирование на жизненном примере.

Ребенок идет домой из школы.

Хочу запрограммировать следующее:

  • Получить сигнал, когда он вышел из школы
  • Получить тревожный сигнал, если он вышел не вовремя
  • Посмотреть маршрут движения на карте – онлайн или позже
  • Получить сигнал, что он дошел до дома

Очевидное условие: у ребенка должно быть устройство с GSM/GPS (часы, браслет или телефон)

Что нужно для решения этой задачи бытовому программисту:

  • Расписание уроков (доступное по сети)
  • Гео-локатор в устройстве (доступный по сети)
  • Карта с возможностью изображать маршрут на моем устройстве (смартфон, планшет, десктоп)
  • Сервис для сохранения маршрута (облако, желательно приватное)
  • Сервис, связывающий все компоненты – некий управляющий «диспетчер»

Если все это есть, бытовой программист может написать скрипты и расставить триггеры для запуска этих скриптов. Скрипты и триггеры в совокупности и составляют «супер-приложение», решающее задачу.

Набросаем часть решения (то, что нужно запрограммировать):

  • Диспетчер отслеживает время завершения урока (сервис времени) и подает сигнал тревоги, если через N минут после завершения урока ребенок не вышел из школы;
  • Устройство ребенка посылает сообщение диспетчеру при пересечении границы школы;
  • Получив сигнал от устройства (о пересечении границы), диспетчер проверяет время по расписанию уроков – подает сигнал тревоги (на мое устройство), если не вовремя, или сигнал выхода, если вовремя;
  • Диспетчер подключает поток координат к карте на моем устройстве для показа маршрута;
  • Диспетчер сохраняет маршрут в облаке;

Очевидна похожесть супер-приложения на программу на визуальном языке Scratch. Программа на Scratch также есть совокупность скриптов, срабатывающих по триггерам, например, триггер начала работы, триггер касания объектов на экране и т.д. Разница в том, что супер-приложение является распределенным и меж-платформенным.

Понятно, что нужно обеспечить бытового программиста инструментами, средой разработки и готовыми сценариями. Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Полезные ссылки

  1. Визуальный язык Scratch 
  2. Первая статья о бытовом программировании
  3. Попытка прогноза


Рецензии

...

Киберфеодализм или Полдень XXII века? - Цифровая экономика

Не вдаваясь в политические и социологические аспекты вопроса, зададим себе вопрос на вопрос: А что надо сделать сейчас, чтобы наступил все же Полдень?
Если мы ограничимся только технологической составляющей, то часть ответа очевидна: программирование
...

Продолжаем обсуждение темы «Трагедия советского интернета» - Цифровая экономика

Продолжаем обсуждение темы «Трагедия советского интернета», начатое на Facebook в связи с публикацией Benjamin Peters. How Not to Network a Nation:
The Uneasy History of the Soviet Internet. — MIT Press, 2016. Материал очень интересный, но достаточно
...

"Цифровая экономика" как окно возможностей для инвестиций в Россию - Цифровая экономика

Юрий Громыко, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
На полях Санкт-Петербургского международного экономического форума вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что президент России Владимир Путин увлекся цифровой экономикой
и "полностью заболел" темой
Роковой биткоин
"Цифровая экономика" как окно возможностей для инв...

Читайте также:

 

Комментарии 1

Гость
19.09.2018
ВЦ РАН идемпотентное сложение ПМЭФ-2017 аддитивные технологии модель предиктивное моделирование цифровая экономика теория игр институты развития Страны АТР Искусственный интеллект индикаторы технология общего назначения ПМЭФ2016 ЦЭМИ проверка гипотез онтологии децентрализация цифровая трансформация Центр Проектирования Будущего цифровое общество детерминирует в индивиде способность быть и оставаться причиной самого себя космическая шина космосеть IT-активы цифровая грамотность интернет вещей smart contract Знаниевые технологии cборочное программирование искусственный метеллект эконометрическое моделирование асимметрия информации ИТ-активы теорема об отсчетах социально-хозяйственная система экосистема бизнеса трансакционные издержки умное производство схема программы комбинаторный взрыв комплементарные связи Преобразование Дальнего Востока России content медицина будущего цифровая страна мультиплатформенные программы Радд Интернет объектов биткоин блокчейн Байконур технология разработки программ Свобода в первоначальном смысле требует усилий Дальний восток региональная экономика Лаборатория АН2 Сочи2016 отождествлённое со свободой Информационные технологии Интернет Лайт ОБЬ интерналии инновационная компания являя собой свободное действие фото S-образная кривая продвинутая бизнес-аналитика АН2 цифровые платформы ЕАЭК экономика связей цифровая корпорация бинарные компоненты Идентичность обладает свойством структурного многообразия Китай Видео космический мнтернет Институт Шифферса
Подождите минутку, пока генерируется календарь