Киберфеодализм или Полдень XXII века?

2

Не вдаваясь в политические и социологические аспекты вопроса, зададим себе вопрос на вопрос: А что надо сделать сейчас, чтобы наступил все же Полдень?

Если мы ограничимся только технологической составляющей, то часть ответа очевидна: программирование – вторая профессия и вторая грамотность. Говоря другим языком, созидающая часть человечества (а в идеале всё человечество) использует компьютеры для решения своих рутинных и творческих задач. Программирование уже нас окружает, люди программируют везде и всегда, хотя нет понимания, что это часть нашей жизни. Часть, которая не уйдет, а вырастет и окрепнет. Люди будут программировать все больше, как это не назови.

Теперь попробуем понять – как они будут программировать? Или о каком программировании мы говорим?

Для ответа на этот вопрос, разделим области программирования на слои, они очевидны:

  • Инфраструктурное или государственное программирование
  • Производственное или корпоративное программирование (B2B)
  • Программирование приложений (B2C)

Еще можно выделить учебное программирование (обучение программированию) и спортивное (олимпиадное) программирование – но это не слои. Обучение программированию относится к каждому слою, а спортивное – это что-то типа подготовки спецназа.

Мы же говорим о программировании для всех, и такое программирование, очевидно, не попадает ни в один из слоев. Скорее, это еще один слой, который можно назвать «бытовым программированием».

Чем бытовое программирование отличается от всех остальных?

Во-первых, отличие в требованиях к результату и способам программирования.

  • Инфраструктурное: Защищенность (безопасность), бесперебойность, надежность, производительность
  • Производственное: Эффективность, производительность, надежность, гибкость
  • Программирование приложений: Конкурентные преимущества, time-to-market
  • Бытовое: Простота (легкость) программирования, наглядность, унифицированный способ работы с разными устройствами, отсутствие необходимости в длительном обучении и чтении руководств

Как уже видно из этого списка, слой бытового программирования явно отличается от других.

Во-вторых, важной особенностью бытового программирования является то, что программы делает не профессиональный программист. Сокращенно можем назвать: M2M (me-to-me).

Бытовое программирование можно определить как программирование человеком своих устройств для решения бытовых (повседневных) задач. Бытовое программирование очевидно распространяется на решения семейных задач и (частично) задач индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. К «своим» устройствам я отношу не только гаджеты и компьютеры, а также сервисы и ресурсы (например, Яндекс.Диск), которые могут использоваться для решения повседневных задач.

Требования к инструментам разработки для бытового программирования явно отличаются от требований к инструментам для других уровней.

Рассмотрим бытовое программирование на жизненном примере.

Ребенок идет домой из школы.

Хочу запрограммировать следующее:

  • Получить сигнал, когда он вышел из школы
  • Получить тревожный сигнал, если он вышел не вовремя
  • Посмотреть маршрут движения на карте – онлайн или позже
  • Получить сигнал, что он дошел до дома

Очевидное условие: у ребенка должно быть устройство с GSM/GPS (часы, браслет или телефон)

Что нужно для решения этой задачи бытовому программисту:

  • Расписание уроков (доступное по сети)
  • Гео-локатор в устройстве (доступный по сети)
  • Карта с возможностью изображать маршрут на моем устройстве (смартфон, планшет, десктоп)
  • Сервис для сохранения маршрута (облако, желательно приватное)
  • Сервис, связывающий все компоненты – некий управляющий «диспетчер»

Если все это есть, бытовой программист может написать скрипты и расставить триггеры для запуска этих скриптов. Скрипты и триггеры в совокупности и составляют «супер-приложение», решающее задачу.

Набросаем часть решения (то, что нужно запрограммировать):

  • Диспетчер отслеживает время завершения урока (сервис времени) и подает сигнал тревоги, если через N минут после завершения урока ребенок не вышел из школы;
  • Устройство ребенка посылает сообщение диспетчеру при пересечении границы школы;
  • Получив сигнал от устройства (о пересечении границы), диспетчер проверяет время по расписанию уроков – подает сигнал тревоги (на мое устройство), если не вовремя, или сигнал выхода, если вовремя;
  • Диспетчер подключает поток координат к карте на моем устройстве для показа маршрута;
  • Диспетчер сохраняет маршрут в облаке;

Очевидна похожесть супер-приложения на программу на визуальном языке Scratch. Программа на Scratch также есть совокупность скриптов, срабатывающих по триггерам, например, триггер начала работы, триггер касания объектов на экране и т.д. Разница в том, что супер-приложение является распределенным и меж-платформенным.

Понятно, что нужно обеспечить бытового программиста инструментами, средой разработки и готовыми сценариями. Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Полезные ссылки

  1. Визуальный язык Scratch 
  2. Первая статья о бытовом программировании
  3. Попытка прогноза


Читайте также:

 

Комментарии 1

Константин Утолин в 08.07.2019 15:43

Очень полезное видение! Потому что полноценное изучение языков программирования всеми - это такая же утопия, как и полноценное изучение всеми обычных иностранных языков или математики на уровне большем, чем школьный курс (да и его то многие забывают уже на уровне алгебры). Поэтому нужны средства программирования бытовой техники и облачных приложений типа C2C, C2B и B2C, позволяющие такие программы "набирать из кубиков".

Очень полезное видение! Потому что полноценное изучение языков программирования всеми - это такая же утопия, как и полноценное изучение всеми обычных иностранных языков или математики на уровне большем, чем школьный курс (да и его то многие забывают уже на уровне алгебры). Поэтому нужны средства программирования бытовой техники и облачных приложений типа C2C, C2B и B2C, позволяющие такие программы "набирать из кубиков".
Уже зарегистрированы? Войти на сайт
Гость
17.02.2020

Подождите минутку, пока генерируется календарь

КОММЕНТАРИИ

Гость - Результаты прогноза Сетевые (цифровые) стратегии государственного планирования основных процессов защиты и сопровождения субъектов и объектов интеллектуальной собственности
28 января 2020
Ботуз С.П. (2019) Результаты прогноза относительного объема правовой охраны информационных (цифровых и т.п.) технологий РФ/ Центр интеллектуальных технологий экспертизы изобретений (https://www.facebook.com/groups/143647009677083/ Визуализация резуль...
Гость - «современная наука ИИ Сетевые (цифровые) стратегии государственного планирования основных процессов защиты и сопровождения субъектов и объектов интеллектуальной собственности
24 января 2020
Устоявшиеся древнегреческие термины (как, например, ἀλήθεια (истина), λόγος (логос), ἰδέα (идея), ἐπιστήμη (знание), γνῶσις (познание), διαλέγεσθαι (диалектика), ούσία (сущность), φύσɩς (физика), τὰ μετὰ τὰ φυσɩκά (метафизика), τέχνη (техника)...
Anatoly Kozyrev СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГЛАВНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ГОСПЛАНА СССР
20 января 2020
https://medium.com/cemi-ras/%D1%82%D1%80%D0%B8-%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0-%D0%B7%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%BC...
Владимир Соколов СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГЛАВНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ГОСПЛАНА СССР
07 января 2020
Очень интересно. Надо еще сказать, что Владимир Викторович очень доброжелателен, внимателен и терпелив в личном общении (в 1993-1995 гг. работали в одном здании на Новом Арбате). Надеюсь, что мое желание воспользоваться предоставленной Вами, Анатолий...
Гость - будущее за эргатическими (человеко-машинными) системами. Сетевые (цифровые) стратегии государственного планирования основных процессов защиты и сопровождения субъектов и объектов интеллектуальной собственности
07 января 2020
https://m.hightech.plus/2020/01/07/2019-god-dlya-ii-pik-formi-ili-nachalo-zakata-neiroseteiЭкологи подсчитали, что обучение одной нейросети в 2019 году выбрасывало в атмосферу почти 300 тонн СО2, так что ИИ может погубить человечество вместо того, чт...
Anatoly Kozyrev СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГЛАВНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ГОСПЛАНА СССР
07 января 2020
https://yadi.sk/i/Upf_W6NDwuDJSQ С большим интересом прочитал, В.В. Коссова хорошо знаю, рекомендую прочесть тем, кто в самом деле хочет понять, как все было.